Автор статьи: Борисова Юлия

Импресионизм

Немного об импрессионизме.

    Я не случайно посвящаю  свою первую статью «импрессионизму». Это дань уважения тому огромному миру, который я открыла для себя и частью которого стала. Каждый из нас при выборе профессии, квартиры или мебели, или при выборе спутника жизни выбирает то, что ему близко, где ( с кем) ему комфортно. Так и в живописи, кому то близка абстракция и в нагромождении геометрических фигур, в хаосе цвета и форм его талант раскрывается наиболее ярко.

6117793__u___O_E_O____. 1385211696-shag_65h80_1_

       Кто-то является консерватором и ему по душе академическая манера со скрупулезными прорисовками, с десятками тонких слоев нанесенной друг на друга краски, когда кажется, что портрет девушки вот-вот оживет, как в романе Оскара Уайльда.

GenrihHirt22  Натюрморт, цветы, розы-2

А кто-то обладает таким неимоверным запасом терпения, что будет годами выписывать кусочек лимона или яблока, но зато в итоге получится такая гиперреалистичная картина, что яблоко захочется съесть, а от вида лимона во рту появится кислый привкус.

e97ea2ebf3 натюрморт-2

Я говорю это к тому, что каждый из нас выбирает то, что близко. По этому я буду говорить об импрессионизме, о том, что близко мне. Слово «импрессионизм» от  фр. impressionnisme, от impression — впечатление).

      На примере это выглядит примерно так: художник ищет вдохновение в природе или его влекут социальные сюжеты или лица. Главное, что он пытается передать не только внешнее сходство предмета с копией на холсте, но и показать свои чувства, впечатления от восприятия этого объекта, предмета или человека. Вы скажете, что же тут удивительного, ведь каждый уважающий себя художник должен к этому стремиться, а не рисовать абы что. Да, это действительно так, но до 19 века в живописи основное место занимала академическая манера. А она требовала строгого выполнения всех правил и канонов. Например: при рисовании человеческой фигуры необходимо было соблюдать все пропорции: форма лба такая-то, от темени и до ступни в рост человека укладывается столько то длинны локтей, пальцы должны быть такими, носы такими и не и иначе. За основу брался классицизм.  Последователи характеризовали этот стиль как рассуждение над формой искусства древнего античного мира и Возрождения. Такой художественный прием как «лессировка» был чуть ли не культом для художников-академистов. Лессировка – это последовательное нанесение друг на друга тончайших слоев красок, из за чего и достигается реалистичность изображения. Особенно хорошо это видно на портретах. Складки платья, выпуклость кольца и ожерелья, особенности кожи, все передано, все рассказано, показано, и прописано донельзя.

00b95134aa3f4715ea1d61be622e8b61e8f40007

            Эта эпоха продлилась вплоть до середины 19 века . Бунт назрел во Франции, в Париже. Началось с того, что при отборе участников для выставки 1863 года было «срезано» более тысячи живописцев, потому что их работы не соответствовали давно установленным канонам. К «рывку» импрессионистов приложил свою руку, как ни странно, Наполеон. Именно он посмотрел «некондиционные работы» и разрешил провести параллельную выставку непризнанных таланов, которая так и называлась «Выставка отверженных». Ее открытие состоялось 20 апреля 1863 года и стало отправной точкой для развития «импрессионизма». «Новые» живописцы поменяли все. В моду вошли свободные, широкие мазки, которые намеком передавали очертания предмета, общее настроение летнего дня, заросшего лилиями пруда или суету железнодорожного вокзала. Новую жизнь получили портреты и жанровые социальные темы, лица лишились своей прописанности, зато стали более живыми, настоящими. Художникам удавалось все: передать вихрь танца, выражение обреченности и тоски любительницы абсента, красоту женских волос, которые на солнце, словно светятся изнутри.

1111edgar-degastancovschicyrozovoe-i-zelenoe-1894

tub

          Работы импрессионистов – в большинстве своем натурные. Множественные зарисовки и этюды на пленэрах позволяли видеть многообразие внешнего мира, его динамичность и натуральные цвета, подаренные самой природой.

Клода Моне принято считать одним из основоположников импрессионизма, но не стоит забывать и про других. Дега, Ренуар, Мане и др. Я остановлюсь на этом художнике, потому что среди его работ множество пейзажей, которые прекрасно передают идею этого течения, идею недосказанности, полупрозрачности, экспрессии и живого, настоящего цвета.

К примеру вот его работа «Женщина с зонтиком», на которой изображена его супруга и сын.

16101979_l.121c78f740133ed02991486562a86658a

Нет ни четких черт лица, ни четкого рисунка травы под ногами. Но очень явственно ощущается тепло и солнечность летнего дня.  Лучи света лежат на шляпе ребенка и на одежде женщины, прячутся среди густой травы, теряются в облаках. Свободными широкими мазками показан ветер, что треплет платье и движет желтовато – розовые облака.  Легкий намек на вуаль, но зрителям вполне хватает информации, чтобы оценить общее настроение картины. Моне – художник, особое внимание, уделявший написанию водных и воздушных сред. Он даже купил маленькую лодку и оборудовал ее, как мастерскую, чтобы была возможность писать глубину и толщу воды, блики света, волны. Несколько работ посвящены железнодорожному вокзалу и поездам.

ae916e533d40f8a5e898208128744a7d_1M.png Claude_Monet_eb014

Здесь также ставится задача написания воздушной среды, а именно клубящегося дымы, вырывающегося из трубы паровоза. Реалистичность потрясающая. Кажется вот-вот эта дымная завеса вырвется из картины и накроет всех присутствующих. Именно Моне считают основоположником серийной живописи. Серийная живопись  — это несколько работ, объединенных общей тематикой или задачами. У Моне есть несколько работ «Стога» в разное время суток. Серия объединена общей задачей: Передать как меняется цвет и освещение одного сюжета в разное время суток и разные дни.

i  3177

115014588_OLKSziNAJ0k

Закат, рассвет, пасмурный или солнечный день, весна или конец лета. Всего эта серия насчитывает более тридцати работ. До него, таких задач в живописи не ставил наверное никто. Нам остается только представлять каким терпением, трудолюбием и искренней преданностью делу, нужно обладать, чтобы работать с такой самоотдачей. Пруд с кувшинками  — еще одна наиболее известная серия работ. Не известно точное количество картин и этюдов, которые автор посвятил этой тематике. Вот несколько из них.

1   2 3

     Разные по колориту, но каждая интересная сама по себе. Уже в совершенно преклонном возрасте мастер не мог расстаться со своими любимыми сюжетами и даже практически полная потеря зрения не могли остановить его. Это человек по-настоящему влюбленный в живопись профессионал и оставивший после себя такое богатейшее наследие для всего человечества. Мне остается только выразить надежду, что и я иду правильной дорогой.

P.S. А знаете, мне сейчас в голову пришла мысль, что каждый человек от рождения – это настоящий импрессионист. Вспомните, как рисуют дети. Не зная ни канонов, ни основ, они рисуют то, что видят и то, как это воспринимают.

      Цветок без одного лепестка – как будто улетел, лишняя чашка на столе – ждем бабушку в гости. А этот известный рисунок семьи – психологи скажут. Там все фигуры изображены образно, но каждая на своем месте. Это потом, уже в школе, начинается ИЗО, и детям вдалбливают, заставляют, навязывают темы и средства. Рисуй так, а не иначе, а то 2 балла и родителей в школу. Так вот нам, взрослым, порой не хватает этой непосредственности и искренности.  И не только в живописи…

Автор статьи: Борисова Ю.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>